Пешеходы или самокаты? Что такое 15-минутный город? На все вопросы отвечает урбанист Марина Носкова

Пешеходы или самокаты? Что такое 15-минутный город? На все вопросы отвечает урбанист Марина Носкова

FOAM Media поговорил с Мариной Носковой, главным архитектором проектов в бюро «Чехарда», о трендах в развитии городов. 

Текст: Мария Чекалина

Выпускница совместной программы МАРШ и РАНХиГС «Управление развитием территорий», Марина родилась и выросла в рабочем посёлке Сузу́н в Новосибирской области, а сейчас совмещает работу в бюро с работой в администрации посёлка. Она пришла на программу «Управление развитием территорий» в 2020 году, чтобы получить необходимые знания для дальнейшей работы по развитию территории родного посёлка.

Марина, можете ли вы дать определение, что такое урбанизм и кто такой урбанист?

Урбанизм в России появился относительно недавно, поэтому нет еще сформированного понятийного каркаса в этой сфере. Сегодня урбанистами начинают называть людей, начиная от Варламова, который поднимает проблематику в этой тематике и является популярным блогером, заканчивая градостроителями. 

Я буду говорить о своей субъективной версии того, как это понимаю я и люди в моем профессиональном кругу.

Урбанизм — это комплексное развитие территории. Урбанизм — это также междисциплинарное направление, которое включает в себя ряд блоков. С одной стороны, он — про менеджмент, управление проектами по развитию территорий, а с другой стороны, про градостроительство и социально-экономическую географию. Также есть гуманитарный блок, он больше про социологию, антропологию, психологию. Есть и архитектурная составляющая, так как работа происходит все-таки с территорией и городом.

А где учат урбанистике? Какие заведения их готовят?

Большинство специалистов, которые существуют на сегодняшний день, пришли в урбанизм из смежных профессий. Среди них —  много архитекторов, есть социологи, антропологи, маркетологи. Как правило, это самоучки, которые пользуются зарубежным опытом и черпают знания из книг.

Также в России недавно стали появляться образовательные программы бакалавриата и магистратуры и дополнительные профессиональные программы. Из известных и популярных:
  • Кафедра территориального развития им. Глазычева в РАНХиГС;
  • Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ); 
  • Архитектурная школа МАРШ. 
На мой взгляд и среди нашего профессионального сообщества, МАРШ — одна из лучших школ России. Лично я пришла в урбанистику так: закончила Новосибирскую архитектурно-художественную академию, затем училась в МАРХИ, получила дополнительное профессиональное образование по программе «Управление развитием территорий», в которой участвовали два института — МАРШ и РАНХиГС. Непосредственно сейчас я получаю дополнительное профессиональное образование на Архитекторы.рф.  

Какими качествами важно обладать человеку, чтобы стать урбанистом?

В первую очередь, нужно быть командным игроком. Развивать территорию в одиночку невозможно. Нужно уметь сотрудничать и договариваться со специалистами разных сфер. 

Во-вторых, человек должен быть достаточно гибким, потому что мир, города, законы, — все стремительно развивается и меняется. Нужно уметь быстро адаптироваться под современные реалии, постоянно дополнительно обучаться, расширять свой кругозор.

Также, безусловно, необходимо обладать управленческими навыками. Урбанист объединяет разных специалистов (маркетологов, экономистов, социологов), комплексно видит ситуацию и должен руководить всем процессом.

«««»""

Какие проблемы современных городов ключевые сейчас, на ваш взгляд?

Одна из проблем — это большое количество автомобилей, пробки и недостаток комфорта для пешеходов. По некоторым улицам в принципе неудобно идти, потому что это многополосная магистраль с автомобилями, пылью и т.д. 

Другая проблема — препятствия для передвижения маломобильных групп населения (МГН). К МГН относятся не только инвалиды, но и мамы с колясками, люди с самокатами. Например, вам нужно поехать с тяжелой сумкой на вокзал на метро. Это сложно сделать, потому что городская среда не организована для таких передвижений. Сейчас во все новые проекты закладывают строительство пандуса, есть тенденция поднимать пешеходные переходы на один уровень с тротуарами. 

А что еще интересного в урбанизме появилось за последние годы?

Заметна очень крутая тенденция ориентирования на человека. Она в принципе давно началась, но сейчас еще больше возрастает, что меня очень радует.

Что значит ориентир на человека:
  • Мы уступаем город пешеходу, а не автомобилю.
  • Развивается инфраструктура для велосипедистов.
  • Чаще задумываются о маломобильных группах населения.
  • Забота о том, чтобы город был более безопасным.
  • Есть ряд решений, чтобы активный фронт улиц работал.  Заполнение коммерческих точек первых этажей, например.
В первую очередь, идет исследование того, как чувствует себя человек в городе и что нужно, чтобы ему было комфортно.

Еще один из трендов — гибкость и в архитектуре, и в урбанистике. Например, после пандемии стало появляться все больше удаленной работы. Важно, чтобы инфраструктура могла быстро адаптироваться под новые реалии и новый виток развития общества.

«««»""

Что классного с точки зрения урбанизма есть в Москве? А над чем прям обязательно надо работать?

Москва очень сильно преобразилась за последние несколько лет благодаря программе «Моя улица». Добавились те же вело-инфраструктуры, workout-площадки, преобразились Лужники. Большое количество парков было отреставрировано, начиная с Парка Горького, Музеона и заканчивая другими, более отдаленными от центра. По городу стало комфортнее гулять, пользоваться альтернативными видами транспорта (велосипедами, самокатами). Это очень здорово. 

Что хотелось бы еще? Улучшить спальные районы. В центре, конечно, все красиво, но хочется, чтобы и более отдаленные районы были благоустроены. Одна из основных проблем в Москве — маятниковая миграция. Все едут утром в центр на работу, потом обратно с работы. В идеале надо развивать историю под названием «15-минутный город», когда в пешеходной доступности есть все необходимое и вам не нужно ехать в центр ежедневно. Это сэкономило бы время, уменьшило бы пробки, улучшило бы экологию. 

А что насчет других городов России?

Есть города, которые более или менее подтягиваются. Это, например, Нижний Новгород. Год назад он отмечал 800-летие, были подключены огромные ресурсы, город преобразился. Там приятно гулять, парки и набережные благоустроены, отреставрированы многие памятники архитектуры.

Но в большинстве случаев — это, конечно, грусть-печаль. Если взять Новосибирск, он мне почти как родной, я после Сузуна (Новосибирская область) жила и училась там 6 лет. Я ежегодно там бываю и каждый раз по приезду мне больно смотреть на дороги, тротуары. Даже в самом центре (не говоря уже о спальных районах) на дорогах такие ямы, что даже пешеходам небезопасно ходить, что уж говорить о вело-инфраструктуре и самокатчиках. 

Кстати, об этом. Как решить проблему велосипедов, самокатов, которые ездят по тротуарам, и возмущающихся пешеходов? Кто прав, а кто виноват в этой ситуации?

Я могу сказать лишь свое субъективное мнение. Мне кажется, что это относительно новое направление, которое только начинает развиваться. Отсюда и все непредвиденные конфликтные истории, случаи с авариями на тротуарах. Это происходит из-за того, что увеличивается спрос на такую форму передвижения, а городские власти не успевают так быстро реагировать. Чтобы избежать конфликтов, нужно создавать инфраструктуру. Процесс запущен, есть ряд велодорожек, которыми пользуются люди на самокатах. Так что это дело времени. 

Дело еще в менталитете и культуре. Мы пока не привыкли к активному движению самокатов и велосипедов. Если взять Амстердам, давно всем известный велосипедным транспортом, то там все хаотично: ты идешь, а тут и там вокруг тебя — велосипедисты. Но в Амстердаме это уже привычно, и пешеходы и велосипедисты так сильно не конфликтуют. У нас это, как и инфраструктура, — в процессе адаптации.

В целом, это крутая история — развивать такой вид транспорта, чтобы люди меньше пользовались автомобилями. Речь не про  покататься в качестве развлечения, а о замене привычного транспорта. Например, я, живя в центре города, на работу или на какие-то встречи зачастую добираюсь на велосипеде или самокате, чтобы избежать пробок, но не спускаться в метро. 

Как простой горожанин может повлиять на устройство города?

Начните с простого — выйдите за рамки своей квартиры, попробуйте создать сообщество с жителями своего дома, проявите свою ответственность не только в рамках своего подъезда, но и обратите внимание на территорию вокруг.

«««»""

Какая ваша личная мечта как урбаниста?

Я пришла в эту сферу, потому что хочу заниматься развитием территории родного города Сузун. Это моя основная мечта, несмотря на то, что я в рамках учебы и работы занимаюсь проектами по развитию территорий в арктических городах, а также работаю над проектом в Подмосковье. Основное мое желание — сделать что-то полезное для своего поселка и для местных жителей, развивая его в туристическом направлении. 

Расскажите про другие ваши проекты.

Очень интересный кейс мы с командой рассматривали в рамках обучения — Морозовский городок в Твери. Были такие меценаты Морозовы (один из их потомков — Иван Морозов, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). У них была текстильная фабрика. Морозов был первым человеком в России, да и во всем мире, который решил организовать «город в городе», где будут жить и работать рабочие. Это было очень интересное решение. 

Когда фабрика закрылась, место пришло в запущение. Казармы, в которых жили рабочие, до сих пор функционируют, но находятся в плачевном состоянии. Люди живут там в катастрофических условиях. 

Так как это был учебный кейс, польза от нас была в том, что мы подняли этот вопрос в информационном поле. У нас был ряд предложений, каким образом можно оживить эту территорию. Например, организовать детскую площадку, которая будет интересна всему городу, чтобы привлечь туда горожан и гостей города — чтобы развивался малый бизнес и чтобы проходимость территории увеличилась, и тем самым повысилась безопасность.

Лично мое предложение — запустить креативный кластер на бывшей промзоне, где были фабрики. Там сдаются помещения в аренду, но, так как они все — в заброшенном виде, никто ими не пользуется. Если организовать хотя бы часть этой промышленной территории и запустить туда креативные индустрии, то территория может ожить. 

С чего советуете начинать изучение любого нового города? 

У всех своя сфера интересов: кто-то любит паломничество, кто-то —  природу, кто-то — архитектуру, а кто-то предпочитает гастро-туризм.

Я перед поездкой обязательно изучаю какую-то информацию о городе, о точках притяжения в культуре и истории. Я люблю, приехав на место, пойти бродить по улицам, куда глаза глядят, посмотреть, чем живет город и какие люди в нем. Хочется сначала создать первое впечатление, а потом уже гулять по определенным точкам.

Я всегда обращаю внимание, в первую очередь, на архитектуру. Мне очень нравится смотреть на самобытность города, отмечать, чем он отличается от других. И, конечно, кухня еще важна. В любом путешествии хочется и вкусно поесть, и познакомиться через этот опыт с местными особенностями. 

Вы из поселка Сузун в Новосибирской области. Насколько вы заметили разницу в экологии, уходе за кожей и уровне стресса при переезде в Москву?

Мне, кажется, был 21 год, когда я переезжала. В целом, до этого времени я не особо ухаживала за собой, потому что была еще молодая кожа, и я не уделяла этому много внимания. То ли совпало по возрасту, то ли я почувствовала на себе экологию Москвы, но с переездом я обнаружила у себя первые мимические морщины и начала думать об уходе, ходить к косметологу, покупать профессиональную косметику. 
 

Что касается стресса, то через полгода-год после переезда я заметила, что устала от жизни в Москве, от количества людей. Я в тот момент впервые почувствовала потребность уехать на природу. Потом я привыкла, и у меня уже не было таких острых эмоций. Но в целом, когда живешь в Москве, периодически хочется уехать куда-то на природу. Поэтому я с удовольствием отдыхаю, когда езжу к родителям в Сузун.

Какие ваши любимые места в Москве и почему?

Мое любимое место в Москве — Китай-город. Я жила там два года до переезда в Сочи. Это очень комфортное место для проживания: центр, хорошая транспортная развязка, рядом бульвар, Москва-река с набережной, где удобно бегать. Инфраструктура очень хорошо развита, много приятных кафешек, музеев, церковь на церковь. 

Еще это единственное место в Москве, которое сохранило такой большой пятачок исторической сетки улиц. Дело в том, что в 1935 году был утвержден Генплан Москвы, по которому начали прорабатывать проспекты, адаптировать город под автомобили, нарушая сложившуюся архитектуру. Китай-городу повезло, что до него руки не дошли, потому что началась война. Район сохранился в первозданном виде, есть много архитектурных памятников. А паутина из переулков создает атмосферу европейского городка.   

Что для вас мегаполис?

Когда попадаешь в мегаполис, то заряжаешься его активностью, спектром возможностей, разнообразием досуга. В мегаполисе есть свой особенный драйв.







Мы используем cookies для наилучшего представления нашего сайта. Нажмите OK, чтобы скрыть это сообщение.