Сила ветра: Саша Сколков о путешествиях под парусом и косметике для яхтинга
Редактор: Мария Чекалина
Саша Сколков, креативный директор и управляющий партнер «Силы ветра» рассказал о том, как устроены путешествия на яхте, почему не стоит бояться морской болезни и какие косметические средства — мастхэв на лодке.
Что особенного в яхтинге как виде путешествий?
Хочется сказать, что он очень не похож на любое другое путешествие в принципе. Яхтинг связан с неопределенностью, и именно она составляет приключенческий характер происходящего: задул какой-то ветер непонятный, мы не смогли пойти вот туда, зато пошли сюда — вроде все не по плану, но супер интересно ровно из-за того, что не по плану. Тех, кто привык к просчитанным организованным турам, это может отпугивать. Но, на самом деле, именно эта неопределенность создает ощущение первооткрывателя.Водные способы передвижения помогают посмотреть на мир так, как не получается это сделать в городской среде. Как бы города ни были устроены, какими бы классными они ни были, природа в них придумана людьми с конкретной целью, и у тебя не остается вариантов ее интерпретации. Ты едешь по дорогам, которые уже проложены, и мало шансов куда-то свернуть. Яхты же дают возможность добраться туда, куда может забраться только сумасшедший путешественник. На яхте вы сели — и через 4 часа вы уже на необитаемом острове, разводите на берегу костер, собираете ягоды, ловите рыбу, наблюдаете полярный день, незаходящее солнце, — безумная красота. Нет связи. Кажется, что вы in the middle of nowhere.
С чего лучше начать знакомство с яхтингом?
Обычно людям не дает заняться яхтингом обилие предубеждений. Во-первых, яхтинг ассоциируется с дороговизной, хотя это не так. Если представить себе путешествие в Турцию на машине с остановкой в отелях, яхтинг окажется равнозначен по деньгам или даже дешевле.Сама яхта в аренду стоит дорого, но на ней помещается 8-10 человек, на которых вы делите общую стоимость. Плюс вам не нужны рестораны три раза в день, вся еда с собой на яхте, которую вы по очереди готовите. И вам не нужна машина, чтобы путешествовать, потому что у вас гостиница на воде, и она перемещается по маршруту, который вам нравится.
Если говорить о путешествиях на яхте по России, то это точно дешевле других способов. Поехать в какой-нибудь не отвратительный отель в Карелии, и там на чем-то попутешествовать — это будет стоить довольно больших денег. У нас в «Силе ветра» путешествие на Белое море стоит около 60 тысяч, плюс 5-7 тысяч вы потратите на еду, которую с собой закупите, 3 тысячи стоит поезд из Москвы в Мурманск, на котором вы доедете до Карелии. Вот вам вся экономика — около 70 тысяч.
Еще многим кажется, что, чтобы отправиться в путешествие на яхте, нужно все знать, уметь и возиться с веревками с утра до вечера. Это не так. Многие просто отдыхают, а всему необходимому вас научит капитан. Веревки и умение управлять лодкой — это уже про спорт. У нас есть аудитория, которая путешествует на яхте регулярно, но никогда не ходила на тренировки к нам в Строгино (где как раз больше про спорт). И наоборот. Так что есть те, кому нравится яхтинг как спорт, а есть те, кто предпочитает яхтинг как путешествие. При выборе активности ориентируйтесь на свои желания.
Какие еще предубеждения мешают людям познакомиться с яхтингом?
Морская болезнь. Касательно нее есть несколько рекомендаций:1. Выбирайте для начала «простые» регионы, где нет больших волн.
Не надо записываться сразу в сложные океанские регионы, если вы никогда не были на яхте и не путешествовали по воде. «Сложные» регионы — это те, где есть открытые водоемы, особенно к океану, там, где может издалека разгоняться волна и где нет множества маленьких бухт, в которые вы заходите. Примеры сложных регионов — это Сахалин, если там выйти на воду, то впереди — Охотское море, которое является частью Тихого океана. Или Канарские острова, которые кажутся чем-то абсолютно прекрасным и ассоциируются с люксовым приятным отдыхом для новых русских из 90-х, но когда там выходишь на воду, то здоровенная двух-трехметровая волна — это совершенно нормальное явление. В такие поездки лучше не записываться, если вы до этого никогда не были на яхте. Путешествуйте по Хорватии, Белому морю, Ладоге и т.д., где рельеф состоит из кучи островов, которые не дают волне разогнаться.
2. Выбирайте поездки с короткими переходами (4-6 часов) между точками путешествия.
Бывают экспедиции, где вы на воде проводите до 12 часов. Не стоит сразу записываться в такие экспедиции с большими переходами, потому что вы не знаете про свою устойчивость и скорость привыкания. Надо помнить, что вестибулярный аппарат привыкает ко всему: после вашего первого путешествия на яхте во втором вам будет проще, в третьем — еще легче. Скорее всего, если в первый раз вы поедете в относительно спокойный, безопасный регион, вы вообще никакую морскую болезнь не почувствуете. На второй раз вы сможете выбрать регион чуть-чуть посуровее, и так постепенно организм привыкнет.
3. Помните, что серьезная морская болезнь возникает редко.
У нас проходил фестиваль «Большая регата», где 500 человек собираются вместе на 50-60 лодках и вместе путешествуют. Из этих пятисот с трудом найдется хоть один человек, кого тревожит серьезная морская болезнь. А вообще парусное путешествие устроено так, что вы приезжаете, заселяетесь на лодку, проводите на ней какое-то время, пока она качается, находясь у берега. За это время вы чуть-чуть привыкаете к качке. Потом вы выходите в море, лодка качается чуть сильнее, но и вам уже проще привыкнуть.
4. Помните, что есть медикаменты.
Есть таблетки, которые спасают 95% людей. Просто нужно знать, как их пить. Например, классическая «Драмина».
5. Просите помощи у капитана.
Всегда можно спросить у капитана, как сделать так, чтобы вас не укачивало. Есть целая куча финтов. Если сидеть в каюте, то там будет укачивать даже самого капитана — потому что мозг не понимает, где он находится, его будто в коробку зажали и болтают. А если находиться на палубе, смотреть на горизонт, еще и попроситься рулить, чтобы глаз постоянно ловил береговые ориентиры и мозг понимал, где он находится, то все симптомы морской болезни обычно как рукой снимает.
Кстати, если вас укачивает в машине, то не факт, что вас будет укачивать на лодке.
Как уживаются незнакомые взрослые люди на одной лодке в течение долгого времени?
Это интересный вопрос. Мы сами постоянно наблюдаем за тем, как происходит общение, и часто удивляемся тому, как все решается неожиданно приятным образом. Кажется, в самом яхтинге заложена психологическая механика, которая заставляет людей вести себя чуть иначе, чем в обычном мире. Есть капитан, которому ты вроде должен подчиняться, плюс все думают про безопасность и про то, что вы — одна команда, которая окружена стихией. Чаще всего в людях открываются их самые лучшие стороны. И все понимают, что им нужно ужиться друг с другом для того, чтобы была атмосфера кайфа. А капитан, в целом, выступает медиатором общего настроения. На яхте, кстати, ужиться намного проще, чем если вы компанией поедете в отель и заселитесь в соседние номера — ведь у вас могут быть разные желания и планы. А на яхте вы вроде как один организм, вы заранее принимаете правила общей игры.Обычно после каждой поездки все участники на много дней, недель, месяцев остаются в общих чатах, пишут друг другу, хотят встретиться, расстраиваются, что кто-то с кем-то не успел познакомиться, если были на соседних лодках. Яхтинг — это классная механика, чтобы заводить друзей уже во взрослом возрасте, когда мы не так расположены к знакомствам с каждым вторым или даже каждым первым, как в детском саду. Я благодаря яхтингу познакомился с огромным количеством супер классных ребят, с которыми бы не познакомился просто так на берегу.
Что пригодится из косметики на яхтинге? И надо ли учитывать какие-то особенности сбора багажа?
Как багаж на яхту лучше всего взять мягкую сумку, а не чемодан. Из нее можно все выгрузить и раскидать красиво по каюте, а саму сумку убрать, чтобы она не мешала. А чемоданы в лодке, катающиеся по салону, — это проблема, особенно если вас восемь человек на яхте. Это, наверное, единственная особенность, про которую стоит знать. Остальные правила упаковки и сбора багажа такие же, как если вы едете в отель.Кремы с SPF
Из косметики, в первую очередь, на яхту нужно брать крем с SPF. Причем неважно, есть у вас желание загореть или нет. Во-первых, на яхте все время находишься на солнце (в среднем переходы в путешествиях от точки А до точки Б занимают пять часов): постоянно хочется со всеми торчать на палубе, загорать на носу, читать книжку, пялиться на дельфинов. Можно, конечно, пойти в каюту поспать, но, в целом, люди не ради этого едут, а чтобы насладиться природой, видами, морем.
Также многие считают, что если холодно, то солнцезащитный крем не нужен. У нас есть много экспедиций в холодные места, например, на Белое море, и многие не берут с собой SPF-защиту в такие поездки. А зря — бывали случаи, что люди обгорали. А еще стоит помнить, что помимо UV-фильтров солнцезащитный крем содержит в себе компоненты, которые увлажняют кожу, защищают ее не только от обгорания, но и обветривания, сухости. Когда ты на солнце проводишь по восемь часов (даже при температуре 15-20°C), плюс находишься у воды, которая отражает солнце, при этом ты постоянно на ветру, то кожа лица — в шоке от контраста со спокойной атмосферой московских квартир. Так что солнцезащитный крем надо брать с собой обязательно.
Кстати, насколько я знаю, в солнцезащитных средствах старого поколения содержались вещества, которые разрушают коралловые рифы, буквально окисляют. Это очень сильно вредит природе. Вот представьте, вы оказываетесь в дико красивом, практически нетронутом людьми, месте и начинаете своей косметикой разрушать местные кораллы. Этого бы очень не хотелось. Поэтому обратите внимание на солнцезащитные кремы, на которых написано, что они «эко» или «защищают кораллы».
Есть страны, типа Сейшел, которые очень сильно заботятся о своей природе, потому что это их основное достояние. Там могут даже в аэропорту проверить, какой солнцезащитный крем вы с собой везете. Но это не значит, что во все остальные места стоит брать кремы старого поколения. Позаботьтесь о том, чтобы любой ваш санскрин не наносил природе вред.
Жирный крем для лица
Если вы едете в северные регионы, то захватите жирный крем для лица. Ранним утром или предзакатным вечером может и нет смысла мазаться солнцезащитным средством, но надо защищаться от обветривания и обморожения, прохладные регионы тем и опасны.
Успокаивающие кремы после солнца
В тропические регионы обычно все берут с собой пантенол на случай обгорания. Или на месте команда яхты покупает на всех здоровенную банку с алоэ. Но вы можете подготовиться и взять успокаивающее средство заранее.
Кусачки для ногтей
Если на яхте собираешься регулярно работать с веревками, то чуть-чуть отросшие ногти становятся не просто эстетической проблемой, а вопросом безопасности. Если зацепить веревку отросшим ногтем, его можно сильно повредить. И обычно это очень больно.
Крем для рук
Если вы планируете путешествовать по Ладоге или Онежскому озеру, специальный крем для рук с обилием микроэлементов вам пригодится. Так или иначе вы постоянно возитесь в воде. А пресная вода, когда ты постоянно в ней находишься, выкачивает из кожи микроэлементы, и она истончается (об этом мне рассказывал дерматолог).
Гель с антисептиком для очищения тела
Если едешь куда-то на юг, то там избыточно потеешь. Если едешь куда-то на север, то там постоянно ходишь в какой-нибудь флиске, в которой тоже потеешь. Я бы советовал чуть больше внимания обращать на гигиену тела, чем дома. Часто при стандартных правилах гигиены, которые работают в городе, в тропиках у человека начинается сыпь на теле, потому что другой климат, сумасшедшая влажность, и потоотделение — более обильное.
А как вообще с гигиеной на яхтинге? Душ ограничен?
По-разному, зависит от инфраструктуры. На Камчатке или во Владивостоке, где туризм чуть более развит, можно часто ходить в душ (яхты там оснащены сразу несколькими душевыми кабинами) или в баню (когда она включена в программу). Если вы выбрали Белое море, то придется потерпеть, там походные условия: два дня в палатке, потом оказываешься в бане. Поэтому лучше взять с собой гигиенические салфетки, антисептики и т.д.Какие ближайшие поездки у «Силы ветра», куда можно попасть?
В мае — парусные лагеря в Сочи и Геленджике, каникулы на Сейшелах, поход по Подмосковью.На образе Сейшел есть некий штамп недоступного люкса: они ассоциируются с самыми дорогими отелями, с Королевской британской семьей, которая отдыхает на острове, в котором можно снять только 1 из 5 номеров. На яхте вы, как на плавучем доме, можете путешествовать по тем же местам за какие-то смешные для Сейшел деньги. Там отели иногда стоят по 400 тысяч за ночь, а вы платите 2000 евро за недельное путешествие. В прошлом году я был капитаном в таких поездках 2 недели подряд. И снова было то безумное ощущение, что ты оказался посреди ничего: заезжаешь за какую-то скалу, где уже нет отелей и людей, вокруг дельфины, летучие рыбы, гигантские черепахи, джунгли, планктон ночью светится, — это нечто!
Еще мы в этом году запускаем путешествия Ладогу (Ладожское озеро). Мы съездили туда в прошлом году на разведку. Кажется, это одна из главных достопримечательностей европейской части России, но там довольно сложно путешествовать по воде. Есть какие-то моторные трамвайчики, которые отвезут тебя на Валаам или еще куда-то, но, в целом, там мало возможностей попутешествовать по озеру. А ведь оно представляет собой не просто котел с водой, Ладожское озеро — это шхеры (архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами), и ты путешествуешь, то выходя в открытую часть воды, то обратно прячась в лабиринты поросших лесами островов: где-то они заповедные, каких-то есть глэмпинг. Это невероятная красота: скалы, похожие на фьорды, и абсолютно скандинавская природа.
Еще в конце мая будет поездка на Белое море, которое я безумно люблю. Мы занимаемся развитием, в том числе и самого региона: ищем инвестиции на создание прибрежной инфраструктуры, чтобы все стало аккуратнее, чище и безопаснее, привлекаем внимание СМИ и властей к региону. И на Белом море тоже потрясающая красота: там живут белухи, можно встретить краснокнижного орла, пролетающего над тобой, тюлени плавают прямо около яхты, можно поймать рыбу или купить у местных рыбаков мидий и приготовить их на костре.
Как яхтинг сочетается с экологичностью?
Во-первых, яхтинг, конечно, экологичен, потому что есть парус, и вы тратите маленькое количество топлива, даже если идете с мотором. Движки на яхтах, созданные для того, чтобы ходить в штиль или маневрировать в закрытых гаванях, построены так, что у них потребление топлива супер низкое, просто потому что физика процесса так устроена. Яхта не ходит с очень большой скоростью, и поэтому ей не нужно много топлива. Плюс вы путешествуете почти все время под парусом.Но, на мой взгляд, гораздо важнее то, что мы отвозим человека на яхте в заповедные места, где нет отелей, индустрии, городов. Мне кажется важным, что люди видят красивый, но хрупкий, мир прямо перед ними, соприкасаются с ним максимально близко и осознают его красоту. Неважно, где это происходит, на Белом море или в Италии, люди видят природу собственными глазами, а не через документалку на Netflix про эко-защиту. У них появляется возможность посмотреть на проплывающую мимо мурену, побарахтаться в коралловом рифе или увидеть гнезда редких птиц. Это вызывает гораздо больше эффекта с точки зрения экологичного подхода, чем маленький расход топлива.
После таких путешествий всем обычно хочется больше заботиться о природе и защищать ее, покупать экологичные кремы или средства для мытья посуды, использовать меньше пластика. Когда своими глазами видишь дикую природу и то, как она страдает от антропогенных факторов, это без лишних слов мотивирует заботиться об экологии. Для нас, «Силы ветра» очень ценно и важно, что мы даем людям возможность познакомиться с хрупкостью этого мира.
Всю подборку косметички для яхтинга можно посмотреть здесь.
Фото: Саша Сколков.